Пятница, 29.11.2024, 22:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа  с Ц. Настей

 (выступление на круглом  столе «Межведомственное взаимодействие по сопровождению детей-инвалидов со сложной структурой нарушения, не обслуживающие себя самостоятельно». Участники специалисты МУ «РУОиДМ», специалисты МКУ «КЦСОН», администрация и педагоги МКОУ «Лахденпохская СОШ», родители детей-инвалидов со сложной структурой нарушения, не обслуживающие себя).

 

 

    С Настей занимаюсь 3 год по индивидуальному маршруту обучения, который составлен  на основе:

- примерной программы обучения глубоко умственно отсталых детей  (составитель НИИ дефектологии АПН, Москва, 1984 год),

- программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработанной коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и  медико-социальной помощи («Центр лечебной педагогики» г. Пскова,2004 г),

- методических рекомендаций по обучению и сопровождению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. (О.А. Ершова, зав.отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО», Е.С. Стангрит, методист отдела коррекционной педагогики  и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»).

       Индивидуальный маршрут обучения содержит обязательный минимум образования и  включает в себя два  больших  блока: предметно – практическую деятельность (5 ч.)  и  изобразительная деятельность (3ч.).     

      Содержание обучения направленно на  восполнение  недоразвития  предметных  действий  и  коррекцию  их  восприятия,  внимания,  зрительно-двигательной  координации  и  пространственных  представлений с целью дальнейшей реабилитации в обществе.

   По заключению ПМПК поставлен диагноз: F-71.12. (Значительное нарушение поведения резидуально-органического генеза. Нижний парапарез. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени выраженности.

     У Насти не сформирована произвольная  регуляции поведения,  наруше­но восприятие, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость нервной системы, повышенная возбудимость, расторможенность.

     У Насти грубое интеллектуальное нарушение. Однако наблюдается некоторая динамика в развитии. В упражнении «Достань игрушки» - использует приём вытряхивания. При  неоднократном прослушивании  стихотворения (после 20 раз повтора) «Мишка косолапый по лесу идёт» выполняет подражающие действия – притопывает ногами. При рассматривании картинки с ключами - смотрит  на дверь.

      Эмоции у девочки не всегда адекватные. Воля, поведение, процессы познания не развиты. Речь у Насти не возникает и почти не развивается в тече­ние ряда лет. Она относится к так называемым «безречевым» детям. Произносит  только губные звуки, поэтому использует слоговые заместители для выражения просьбы. «Дай» - «ба-ба-ба».  Некоторые слова заменяет жестами, обозначая отказ. Настя улавливает интонацию, мимику говорящего, отдельные опорные слова, которые  связанны  с её непосредственными потребностями. Любит, когда её хвалят. Сердится, когда что-то не получается.

      Развитию двигательной активности и обогащению сенсорного опыта Насти способствуют занятия по предметно-практической деятельности. В результате этих уроков у Насти происходит  непосредственное чувственное знакомство с предметами и явлениями, их свойствами, качествами, цветом, формой, величиной. Выполнение действий с предметами вызывает интерес и радость у Насти.

     На занятиях по предметно-практической деятельности большое внимание уделяю совершенствованию крупных и мелких дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, предметно - манипулятивным действиям. Так Настя научилась выполнять игровое задание: «Открой замок-молнию», причём собачку у молнии захватывает 2 пальцами. Двумя руками поочерёдно подвигает к себе предметы, привязанные на верёвочке.  Настя научилась с помощью учителя бросать и ловить мяч, отбивать одной и двумя  руками об пол, катать его по столу. Она выполняет отдельные двигательные действия, любит разбирать пирамидки, вкладыши, может нанизывать кольца на штырь. Большой интерес вызывают музыкальные игрушки, музыкальные книжки. Сама нажимает на кнопочки, при этом прислушивается к издаваемым звукам. Часто эмоционально отзывается на музыку. Появляется избирательность в  отношении к игрушкам. Любит наблюдать за инсценированными и манипулятивными  действиями с игрушками. Со слов мамы девочка пытается повторить дома игровые действия, заученные в классе. Однако длительно в памяти данные манипуляции не удерживает.

    У  Насти отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней; несформированность предметной деятельности самых элементарных изобразительных операционно-технических умений и др. Это обусловливает введение пропедевтического (подготовительного) этапа обучения предметов изобразительного искусства.

      Ставя перед собой задачу сформировать интерес к изобразительной деятельности, я обучаю Настю приёмам работы с карандашами, кистью, приёмам лепки и аппликации. Настя учится оставлять графические следы на бумаге фломастерами, кусочком поролона, ватными шариками, палочкой; черкает, рисует каракули, спонтанно двигает мелок или карандаш в горизонтальном или вертикальном направлениях, не повторяя задания педагога; размазывает краски на бумаге; раскатывает пластилин прямыми, кругообразными движениями, сплющивает между ладонями совместно с учителем; рвёт  бумагу, сминает её, намазывает поверхности бумаги клеем, накладывание и приклеивание готовых форм совместно с учителем.

     Таким образом, в течение 3 лет  наметилась некоторая динамика в развитии Насти. Считаю, что необходимо продолжать работу по развитию предметно- практической деятельности, формированию пассивного словаря.     

     Настя  нуждается в дальнейшем индивидуальном сопровождении для более тщательной работы по формированию социальных и коммуникативных навыков.

Категория: Мои статьи | Добавил: Валентина (26.01.2013)
Просмотров: 991 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz