Что нельзя говорить школьнику
«Ты ведь можешь
учиться по всем предметам на одни пятерки».
Конечно,
приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой — круглой
отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи
абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты.
Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов
ребенка, его умений и способностей.
Кстати,
круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них
действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть «на уровне»
и по физике, и по литературе, и по биологии.
На самом
деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить
в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время,
ориентируясь на важность работы.
Для
взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада
к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так
дайте возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать,
что для него нужнее: «5» и по истории, и по физике или «5»
по истории, «4» по физике и баскетбольная секция
по субботам.
«Все дети жалуются, что им скучно учиться,
не стоит на это обращать внимания».
В самом
деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения.
Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может
и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза
не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.
Может
быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей
математике? Тогда прикупите различные «занимательные» математики, биологии,
истории и прочую вспомогательную литературу, которая может
простимулировать интерес к учебе.
Детское
«мне скучно» может также означать и то, что не складываются отношения
с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит
конфликт, и попытаться его решить.
«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно».
Так
думают многие родители и требуют от школьника сидеть
за домашним заданием день и ночь. На самом деле чем дольше
ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него
остается в голове.
Медики
считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час,
второклашки — 1–1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это
должно уходить около 2-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв
каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут —
на 15 мин.
Когда
школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что
он не умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что
вы его этому не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего.
Да-да, лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову:
этот час «покрывает» три вечерних, и утром информация усваивается лучше.
«Легкие задания делать необязательно, рутина ничему
не научит». Действительно,
если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что
их выполнение — напрасная трата времени. И все же они
должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала,
что немаловажно. Кроме того, решение «занудных примерчиков и простеньких
упражнений» воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость
и терпение.
Поэтому
не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться
с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе
не потому, что это самое увлекательное на свете занятие.
И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного
большого.
«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу,
в жизни ему еще достанется». Когда мамы и папы нынешних школьников сами были
учениками, они и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок
без уважительной причины. Сейчас же не только медики
и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию.
И уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие,
но и переутомленность, и даже отпуск родителей.
Хотя
и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что
не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите,
чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице.
Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после
праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он
поймет, что внеурочные выходные — это приятное исключение и не может
стать правилом?
Если же
подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности
и безответственности, это не приведет.
«А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть
перед учителем». Мы чувствуем
себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или
плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим
ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним
на «тупую училку» или на «бестолкового лодыря» вместе
с учителем.
Под
мишень тут же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что
ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего
подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного
сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной
ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем.
Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы без лишних
эмоций.
«Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего
нового я на них не услышу». А между тем посещение таких собраний для самого ребенка
не менее важно, чем для учителя. Это внимание и забота, «величину»
которых он может сравнить с «размером», достающимся его
одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться
в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви.
|